Протоиерей Владимир Спасский из Тима уже неоднократно привлекал к себе внимание курских историков и журналистов. Интересовались им и как деятельным пастырем, и как дедушкой десятого чемпиона мира по шахматам Бориса Спасского, и как членом 4-й Государственной Думы, и как жертвой политических репрессий. Наиболее подробно жизненный путь этого священника проследил А. А. Шумков, составивший генеалогическое древо рода Спасских и посвятивший ему ряд публикаций. Большую работу по сохранению памяти о своём земляке проводят сотрудники нашего Тимского краеведческого музея, где ему посвящена экспозиция.
Документы из Российского государственного исторического архива и Государственного архива Курской области являются ценным источником информации о судьбе священника, а именно, следственное дело 1930 года, хранящееся в архиве УФСБ по Курской области. Они позволили прояснить многое в биографии отца Владимира.
Протоиерей Владимир Александрович Спасский родился 20 мая 1869 года в семье священника Дмитриевской церкви села Гриневка Щигровского уезда Курской губернии. В 1892 году он окончил Курскую духовную семинарию и был рукоположен в сан диакона к Знаменскому храму с. Знаменка Старооскольского уезда (ныне Горшеченский район). Спустя год стал священником в родном селе вместо умершего отца. Потом служил в Троицком храме с. Рогозцы Тимского уезда, а с 1901 — в самом Тиме, в храме Воздвижения Креста Господня. Храм, построенный в 1835 году, имел три престола: центральный — в честь Воздвижения Креста Господня, южный — в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» и северный — во имя великомученицы Параскевы, нарицаемой Пятница.
Вскоре священник снискал известность и любовь жителей уезда. Он с усердием выполнял все возлагаемые на него церковные послушания, и искал новых послушаний. Владимир Спасский преподавал в Тимском высшем начальном училище, вёл религиозно-нравственные беседы с чинами конвойной команды, был представителем от духовенства в Тимском земском и городском собраниях, окружным миссионером, исполнял обязанности наблюдателя церковно-приходских школ уезда. Курский гражданский губернатор позднее отмечал, что
«отец Спасский во время беспорядков в 1905–1906 годах своими проповедями и увещеваниями способствовал подавлению волнений».
В 1911 году, когда состоялось прославление святителя Иоасафа Белгородского, священник Владимир Спасский на торжества в Белгород из Тима шёл во главе многолюдного крестного хода. А в 1912 году на Курском губернском избирательном съезде большинством голосов был избран в члены Государственной Думы. Там он особое внимание уделял духовно-нравственному укреплению церковных приходов. Но не отчуждался и от других общественно-политических проблем. К примеру, в период Первой мировой войны он вошёл в думскую комиссию по военным и морским делам.
В Санкт-Петербурге отец Владимир был награждён золотым наперсным крестом (указ о награждении 6 мая 1914 г. подписывал сам Государь Николай Второй), возведён в сан протоиерея (30 мая 1916 года в Исаакиевском соборе) и окончил учёбу в Петроградской духовной академии со степенью кандидата богословия первого разряда. Но и Тим, ставший родным за долгие годы служения, священник не забывал. После крушения старой государственной системы вернулся в уездный городок уже навсегда.
Гражданская война, расколовшая российское общество, разделила большую семью тимского священника. У отца Владимира и матушки Екатерины было 14 детей. Двое старших сыновей оказались по разные линии фронта: Александр участвовал в белом движении, Николай воевал на стороне красных.
В 1918 году протоиерея Владимира Спасского арестовали красноармейцы и около двух месяцев держали под стражей в качестве заложника. Авторы книги «Курская губчека: 1918-1922 гг.» В. Г. Карнасевич и Г. А. Свиридов отмечали, что «институт заложничества» был введён летом 1918 года в качестве временной меры самообороны с целью спасения находившихся в руках белогвардейцев партийных и советских работников. За одного убитого революционера могли расстрелять десять инженеров, купцов, священников, никакого отношения к этому убийству не имевших. Вели на расстрел и протоиерея Владимира Спасского. Ему даже довелось копать себе могилу. Рассказывают, что крестьяне выпросили помилование своему пастырю у легендарного Будённого, конница которого взяла Тим.
С октября 1919 года отец Владимир преподавал историю и географию во 2-й Тимской школе. Однако его педагогическая карьера при советской власти была недолгой. 1 февраля 1920 года Курский губернский отдел народного образования уволил священника из школы «как носящего рясу». В том же году эпидемия холеры унесла матушку Екатерину, супругу отца Владимира, и нескольких детей.
Тучи над седеющей головой протоиерея начали сгущаться в период коллективизации. К этому времени повзрослевшие дети разъехались по городам и сёлам. Тридцатилетний Николай закончил Военно-инженерную академию и преподавал в Киеве (жизнь свою завершил в чине генерала), двадцативосьмилетняя Вера работала в школе села Пузачи (Мантуровский район), с ней жила семнадцатилетняя Ольга. Двадцатишестилетний Серафим и двадцатидвухлетний Михаил занимались подённой работой в Харькове. в годы Великой Отечественной войны Серафим был угнан в Германию, а после её окончания вернулся в СССР. Двадцатичетырехлетний Василий, отец чемпиона мира по шахматам Бориса Спасского и одного из создателей стали для танка Т-34, взял в Ленинград на своё иждивение пятнадцатилетнего брата Владимира. Во Франции в городе Лилле жил тридцатишестилетний Александр, успевший до революции закончить Петроградскую духовную семинарию, получить офицерское звание в царской армии, поработать в Тимском волисполкоме и эмигрировать вместе с белой армией за границу. Изредка Александру удавалось присылать весточки о себе. В 1929 году он сообщил, что принял священный сан.
В декабре 1929 года протоиерей Владимир Спасский стал бездомным. Его дом продали с торгов за неуплату налогов. Священник перебрался жить в церковную сторожку, где был арестован. 6 февраля 1930 года состоялось расширенное заседание Пленума и бедноты Тимского сельского Совета, на котором обсуждался вопрос «о раскулачивании и выселении враждебно настроенных граждан». В список подлежащих раскулачиванию и выселению за пределы Центрально-Черноземной области попал и отец Владимир. 21 февраля в Курском Домзаке, куда он был направлен. его осмотрел доктор, который нашёл у арестованного миокардит и признал его неспособным передвигаться на большие расстояния пешком. В марте 1930 года дело в отношении отца Владимира было прекращено на основании таинственного распоряжения ОГПУ. Тайну распоряжения могли бы приоткрыть документы из большого белого конверта, подшитого к архивному делу. Но конверт этот запечатан. На нём запрещающая надпись «Не вскрывать!» и гриф «Совершенно секретные материалы», не снятый до сего времени.
Протоиерей Владимир очередной раз попал в поле зрения советских силовых органов в 1937 году. Арестованный Курский епископ Артемон, перечисляя на допросе благочинных Курской епархии, указал, что в Тимском церковном округе старшим священником является отец Владимир. Однако имени Спасского не было в списке расстрелянных и осуждённых в пик массовых репрессий.
С 1934 по 1941 год в Курской области закрыли 792 храма, в том числе и Крестовоздвиженский собор в Тиме. Спасский перешёл служить в другую тимскую церковь — кладбищенскую Знаменскую. Но и её власти вскоре закрыли. Отец Владимир вынужден был уйти на покой, но по некоторым сведениям продолжал совершать требы на домах жителей посёлка.
В годы Великой Отечественной войны протоиерей Владимир не покидал Тима. В период оккупации посёлка его, 73-летнего старика, немецкие власти выгнали вместе с другими тимчанами на очистку дорог от снега. Однажды немецкий солдат ударил священника прикладом в спину, тот слёг и через две недели скончался. Похоронили пастыря на кладбище неподалёку от храма, в котором он когда-то служил. Найдены его фотопортрет и место погребения. Борис Спасский, известный чемпион мира по шахматам, живущий ныне во Франции, был в Тиме несколько раз, посетил могилу деда и установил памятник. Имя протоиерея Владимира Александровича Спасского возвращается из забвения.
|