Приветствую Вас, Гость
Главная » 2015 » Март » 13 » Река судьбы глубокая
09:34
Река судьбы глубокая

Её я увидела на сцене районного Дома культуры. Ведущая, объявив фамилию, добавила: «Это наша замечательная многодетная мама!» И перечислила всех детей. А мне тут же на ум почему-то пришли герои детского мультфильма — вот тебе четыре сыночка и лапочка дочка! И внутри что-то всколыхнулось! Но вместе с восторженностью в голосе того же культработника почувствовала какую-то печальную нотку, о причине которой узнала позже. Желание познакомиться с этой женщиной позвало в дорогу, не дальнюю, в Становое. Меня ждали. Уютный дом встретил запахом блинов — Масленица же! За чашкой чая беседа наша длилась долго. Я узнала, что Нина Николаевна Казменкина так же, как и муж, из многодетной семьи — на двоих у них пятнадцать родных братьев и сестёр. После окончания школы она училась в Калиновском сельскохозяйственном техникуме, с дипломом вернулась в родное село работать: была и зоотехником, и заведующей фермой, и телятницей, и заправщицей. Но главным делом своей жизни считала воспитание детей, ради них жила и живёт сегодня. Правда, в судьбе сложилось всё не так гладко, как хотелось бы ей.
За откровенными и сокровенными словами, быть может, предназначенными только мне, пряталась раненая и ранимая душа. Сколько же историй в одной семье, в этой большой книге жизни, написанной тёмными и яркими чернилами! И главный акцент я всё же решила сделать на женщине-матери, её силе, стойкости, терпении и надежде, на её верном любящем сердце, которое никогда не предаст.
Не заметила Нина Николаевна, как выросли и разъехались дети, которых теперь ждёт уже со своими семьями в гости в родной дом, как ушла на пенсию и стала бабушкой, как незаметно пробилась седина. Горда тем, что воспитала всех шестерых послушных, озорных, весёлых, добрых мальчишек и девочку порядочными людьми, выучила, и что сыновья все как один отслужили в армии. В разлуке мысленно всегда была с ними рядом, оберегала, ночами слышала их шаги и каждый день обращалась к Богу: «Спаси и сохрани!» Материнское сердце сжималось от тоски. Тянулись дни, недели, месяцы, годы. Господь давал ей силы вновь и вновь. Старшего Сашу служба забросила за границу, он участвовал в выводе советских войск из Польши; вслед за ним выполнил долг перед Отечеством Олег и тут же ушёл воевать в Чечню контрактником; Ваня солдатом-срочником попал туда же и был ранен; ещё не дождалась мать этого сына, как в «горячую точку» направили и Юру (кстати, ему дважды пришлось побывать в Чеченской республике: во время срочной службы и работы в органах МВД), ну, а младший, Женя, достойно отслужил в войсках министерства внутренних дел. Сколько же лет в дом Казменкиных шли армейские письма? Много. Все их хранит и часто перечитывает Нина Николаевна. А они искренние, тёплые: «Дорогие мои.., у меня всё хорошо.., скучаю, люблю, целую, обнимаю…» Два из них прочитала и я.
Люба — это отдельная страница. Единственная дочка и сестричка, долгожданная. «Нескоро Господь послал нам её, а когда родилась, как я была рада, наконец-то среди десятков брюк, рубашек, ботинок в доме появились бантики, платьица и туфельки», — говорила многодетная мама. Люба, Любаша, Любовь! Ей, младшенькой, и внимания было больше, и нежности, и заботы. Кто бы осмелился обидеть девчонку в школе, на улице, в клубе под такой защитой братьев! Настало время и ей отправляться в самостоятельную жизнь. Дома все знали — хочет стать юристом. А обучение-то платное, дорогое, и, к сожалению, родители не располагают такими средствами. Нина Николаевна собрала семейный совет. Приехали все сыновья, цена вопроса была ясна: «Конечно же, поможем!» — ответили в один голос. Мечта сбылась, и Люба получила диплом о высшем образовании, после чего работала в одном из московских судов помощником судьи, но сейчас в декретном отпуске, приехала с маленькой дочкой к родителям. А что же парни? Александр трудится трактористом у фермера в Становом, в его семье сын и две дочки (удочерённые), он стал самым молодым дедушкой в большой семье Казменкиных. В Московской области живут и работают водителями Олег и Иван, в Тиме — Евгений, который зарабатывает деньги тоже в Москве. Люди семейные.
Не рассказала я лишь о короткой судьбе Юрия, о трагедии, случившейся с ним и перевернувшей жизнь матери и отца, братьев и сестры.
… «Не пущу! — сказала мать вгорячах, — Ждать уже вас устала. Ну, что ж ты выдумал, опять туда же, ведь профессия есть, иди работай, а ты вновь служить! Разорвётся моё сердце!»
А он упёрся, пойду в милицию, и всё — не обсуждается. Так и сделал. Уехал в Москву, прошёл комиссию, и с 2002 года служил в ОМОНе, учился заочно в Воронеже в юридической академии. Едет на сессию, заглянет обязательно домой. Когда родились у Юры дочки, чаще стали бывать в деревне. На лето с женой девчонок привезут, а перед школой заберут. Так было и в последний для него, позапрошлый год.
…В тот день, который близился к закату, в Становое приехали районные самодеятельные артисты. Управившись с хозяйством, принарядившись на скорую руку, Нина Николаевна побежала на концерт (любила и сама петь, и выступать), после чего в настроении, весёлая, обмолвившись несколькими словами на ходу со знакомыми бабами и мужиками, заторопилась домой. А по селу ползла чёрная весть. Беда пришла в дом Казменкиных. Вдоль заборов стояли соседи и провожали её тревожным взглядом. Кто-то крикнул, беспардонно: «Нин, а ты ничего не знаешь? Юрка, говорят, разбился?» Она как бы и не поняла, о чём и о ком идёт речь.
На пороге дома убитые горем и не знавшие, как об этом сказать матери, ждали сыновья.
«Везите туда, прошу вас, не верю, не он!»…
Авария произошла неподалёку от Тима, на трассе, при каких-то странных обстоятельствах.
На поседевшие волосы женщины лёг чёрный платок. Похоронила сына! Как жить! В скорби, горести. Даже у мужа, сильного человека, два инфаркта случилось, обеих ног лишился! А какая же тогда рана в материнском сердце, которое то бьётся, то останавливается! Поговорить бы ей с сыном, может полегчало бы. А портрет его всё молчит и молчит. 
Она достала из шкафа его милицейский мундир с наградами, нарыдалась, в бессилии успокоилась. Что мои слова утешения и сострадания? Они просто ни к чему.
Я смотрю на её руки, перелистывающие семейный альбом, — это и есть её книга жизни: дети маленькие, большие, солдаты, отцы, молодая дочка-мама, внуки… Когда-то руки матери обнимали и прижимали к себе Юру, сегодня обнимают и прижимают его дочек, в них она видит его. В них, в других внуках, детях продолжение и смысл жизни этой женщины.
Пусть Бог отмерит ей длинный век, но дальше только в радости и без потерь. Пусть также любят и уважают её близкие, родные, односельчане, пусть продолжается род Казменкиных, которому дала дорогу она, женщина-мать.
Я долго думала, чем закончить наш непростой разговор. Глядя на маленькую внучку Софию, вспомнила сюжет одного из советских фильмов о многодетной семье и напоследок спросила: «Нина Николаевна, чего вы ждёте от жизни?» Глупо было бы услышать такой же ответ, как у героини той картины. Женщина, долго думая, ответила: «Внучку, ведь у меня их всего четыре, а внуков пять».
 

 

Просмотров: 489 | Добавил: gazeta-tim | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: