Победа 1945 года. Её ждали. В неё верили. Её день приближали, как могли, несгибаемые дети великой державы — мужчины и женщины, молодые и старики. Утекло с той поры почти 70 лет, но живут среди нас те, в чьих ушах по-прежнему стоит грохот снарядов, чьи руки помнят непосильный труд — ветераны, труженики тыла. С одной из них, Александрой Дмитриевной Лихачёвой, мне посчастливилось познакомиться после вручения юбилейных медалей «70 лет Победы в Великой Отечественной войне» в клубе с. Успенка Тимского района.
У родителей героини сегодняшнего повествования, живших в селе Забелье, было 10 детей, трое из которых умерли младенцами. Александра — вторая по старшинству. Отец ушёл из жизни рано, и семерых детишек мама поднимала одна. Когда грянула война, стало ещё труднее — голод, разруха. Вспоминает Александра Дмитриевна, как копали вручную твердокаменный мёрзлый грунт на колхозных полях и окопы под Мантурово. В то страшное время она просилась пойти работать вместо мамы, ведь дома младшие братья и сёстры, просившие есть, а кормить их было нечем.
Когда началась мобилизация, девочке принесли повестку. На сборном пункте в Мантурово спрашивали документы, которых почти ни у кого не оказывалось — кто их в войну хранил?! Возраст ставили со слов родителей, провожавших ребятишек. В итоге четыре девочки и три мальчика из Забелья, которым едва исполнилось по пятнадцать лет, отправились на Урал. Везли их 23 дня в товарном вагоне. Часто заезжали в тупики на стоянки — нужно было переждать, рядом рвались снаряды.
По приезде расселили в общежития и отправили работать на военный завод. «Названия его не помню, только то, что четвёртый цех, — вспоминает Александра Дмитриевна. — Там и работали, делали разнокалиберные снаряды круглые сутки — уходила дневная смена, приходила ночная. До сих пор перед глазами оборудование — два ящика с порохом, весы для него. Снаряды шли по конвейеру, а через стенку их упаковывали. Сколько их через мои руки прошло!»
Во время работы всех мучил страшный голод. «Мама прислала мне сушёной картошки, а сходить за посылкой было нельзя — не отпускали с завода». С каждым днём девочка становилась всё слабее, пока не слегла, тогда её отправили в больницу, где сказали, что до вечера скорее всего не доживёт — истощение. Но профессионализм врачей и воля к жизни победили — выжила, вернулась к работе. «Я дважды рождена», — говорит Александра Дмитриевна.
Однажды над их заводом, подобно вихрю, пролетела новость «Война замирилась!» Эта фраза переходила из уст в уста, звучала отовсюду. «Что было! Кто танцевал, кто пел, кто на колени падал, землю целовал!» — Вспоминает Лихачёва. Как раз накануне долгожданного известия она вновь попала в госпиталь с истощением. Только благодаря окончанию войны ей разрешили покинуть больницу, завод и поехать домой. Из-за переполнявших эмоций даже не запомнила, как возвращалась в родное Забелье.
А дом встречал родным теплом, мама ждала дочь. Устроилась Александра Дмитриевна работать в колхоз, была помощником бригадира, лишившегося ноги на войне, замеряла поля. В 1951-м году вышла замуж. Супруг умер рано, так что Александра Дмитриевна, как и её мама в своё время, детей поднимала одна, а было их трое — дочь и два сына. Двое из них сейчас живут на Украине, потому пожилая женщина, пережившая войну, с ужасом говорит о событиях, происходящих там, и с замиранием сердца ждёт звонков от детей. Благо, общаются они по телефону регулярно и часто. Сейчас Александра Дмитриевна живёт с сыном и невесткой, радуется внукам, которые любят слушать бабушкины рассказы и гордятся ею.
А. Д. Лихачёва, как и другие ветераны, имеет множество наград, но нет на свете медали из такого металла, который был бы крепок, как дух наших фронтовиков и тружеников тыла, и бесценен, как их подвиг.
|